ЧУДЕСА. Фрагмент статьи А. И. Осипова "Учение святителя Игнатия (Брянчанинова) о духовной жизни". Одним из очевидных проявлений прелестного состояния человека является искание им чудес и исцелений, сверхъестественных явлений, жажда духовных наслаждений, стремление к обладанию мистическими силами, страстное любопытство заглянуть в тот мир и прочие подобные душевные «запросы», которые всё с большей силой захватывают современных людей, в том числе и христиан. Это явление, конечно, не новое, им живет человек всю историю своего падшего существования. Однако по мере приближения к завершению бытия мира такая тенденция явно усиливается. Святые со всей силой всегда предупреждали верующих о ее гибельности. Ибо такие искания и ожидания явятся для многих христиан одной из причин принятия ими антихриста. Уже апостол Павел предупреждал: беззаконник… антихрист которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2. 3, 4, 8–10). Святитель Игнатий со всей силой говорит легковерным христианам о наступающем обмане этими чудесами: «С течением времени, с постепенным ослаблением христианства и повреждением нравственности знаменоносные мужи умалялись. Наконец, они иссякли окончательно. Между тем человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся неразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, чтобы увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами». Он в одном из писем, говоря о нашем народе, особенно склонного придавать знакам, символам, предметам, любым сверхъестественным и непонятным явлениям характер неоспоримой религиозной истинности, предсказывает о страшной беде, которая грядет на него за эту легковерность: «Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль Мф. 5, 13 предвещает их и ясно обнаруживает, что наш народ может и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии». Обуявшей солью святитель Игнатий называет состояние Православия в России, гением из гениев — антихриста — и наш народ, увы, орудием его всемирного воцарения. Как же христианину относиться ко всему, что предстает как чудо, а, возможно, и является им? Святитель Игнатий, обращаясь к Священному Преданию Церкви, говорит о необходимости большой осторожности: «Христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность». Он дает замечательный совет: «Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещают, с одной стороны, не порицать явления, чтоб не подвергнуть порицанию святое, а с другой — никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтоб не впасть в сеть лукавого духа». Это предупреждение не в меньшей степени распространяется и на любого христианина, оказавшегося перед лицом необычного явления. Данный совет может быть выражен кратко: «Не хули и не принимай»! Но… бесконечный поток зрителей и уверовавших в Лурд, Фатиму, Меджугорье, Зейтуну и т.д. Часто цитируемый Святителем преподобный Григорий Синаит (XIV в.) призывает: «…никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме... Но узревший что-либо мысленно или чувственно и приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть... но паче похваляет его, как мудрого». Святитель Игнатий отвечает и на один для очень многих волнующий вопрос: «Может ли иметь особенную достоверность знамение с небесе? …Можно ли заключать, что знамение с неба есть непременно знамение от Бога? Из Божественного Писания видно противное». Он при этом указывает на один из признаков истинного чуда: «В чудесах Господа не было никакой суетности, никакого эффекта; ни одного чуда не сделано напоказ человекам; все чудеса прикрывались покровом Божественного смирения». В настоящее время, когда ложный мистицизм и всевозможные «чудеса» широкой рекой разливаются по всем странам мира (в США, например, почти 70% населения заявляют, что имели опыт экстрасенсорных восприятий, а 42% общались с умершими; у нас в России и в других странах огромное количество так называемых миро- и крово-точащих икон, скульптур, появление изображений креста и иных знаков, букв, символов на теле человека и в самых неожиданных местах и т.д.), особенно важно помнить эти святоотеческие наставления.