«Первое условие, из которого следует и вера, и духовное развитие личности, это те слова, которые сказал разбойник, которые были потом повторены и блудницей, и мытарём: «Достойное по делам нашим принимаем». Человек понимает, что его дела, его жизнь абсолютно не соответствуют той святыне, что немного открылась его душе. А эту святыню каждый из нас носит в своей душе. Об этом говорит и голос совести, и голос ума и сердца, когда мы с этим соприкасаемся. Без этого ни о каком духовном развитии речи не может быть. И пусть не обольщают нас ни саны, ни звания, ни хождение в церковь, ни тысячные причащения, ни подход к исповеди, когда мы отчитываемся о своих грехах вместо покаяния.
Что дальше сказал разбойник? – «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём». У него и мысли, и чувства не было, что он окажется там, где Господь будет. Вот где красота, где источник, вот где жизнь. Отсюда начинается истинная вера, а не с признания того, что Бог есть Троица, и что вторая Ипостась воплотилась. Любой бесёнок знает больше, чем все доктора богословия вместе взятые. Духовное развитие личности начинается не с этой формальной веры, а с осознания, что я совсем не тот, кем должен быть. Эту истину утверждает Евангелие и все святые отцы единогласно.
Когда пришёл Иоанн Креститель, великий подвижник и проповедник, и к нему пошёл простой народ – непростой не пошёл, ещё чего не хватало, — с чего он начал проповедь? – «Покайтесь!» Само крещение Иоанново названо «крещением покаяния». И в другом месте Евангелия сказано, что Христос начал Свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие».
Вот то единственное, о чём достаточно было бы говорить человеку в наше время. Параличному не стоит говорить о спринтерских или тяжелоатлетических успехах. Он только кисло улыбнётся на такое. Мы находимся в таком положении, но не видим того паралича, что поразил нас. Если мы присмотримся к себе, то увидим, что ни одного доброго дела не можем сделать, чтобы не возгордиться, не сказать: слава Тебе, Господи, что я не фунт изюма! И В храм хожу, и на богослужениях присутствую – не молюсь, конечно, но это неважно. Или расчёт, или тщеславие, самомнение. И нет такого греха, который я бы не совершил, если бы Господь позволил мне соответствующие условия. Когда сплю – не грешу.
Всегда повторяю фразу святителя Феофана Затворника: «Сам – дрянь дрянью, а всю твердит: «Несмь, якоже прочии человецы». Вот тупик духовного развития. Вся аскетика православная направлена на то, чтобы человек хоть немного увидел себя. Это самое трудное – увидеть свою повреждённость. Я как Ноев ковчег – наполнен гадами и пресмыкающимися.
Как достичь этого видения? – Надо сопоставить себя с эталоном. Этим эталоном являются нормальные свойства человека, которые называются заповедями Евангелия. Кротость, прощение, любовь – это нормальные свойства здорового человека. Только на пути понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия я увижу, кто я есть на самом деле. Без этого я никогда не увижу себя.
Святые отцы утверждают, что тот, кто не понуждает себя к исполнению заповедей, кто тут же не кается, тот при внешнем подвижническом образе жизни, при церковном образе жизни взращивает в себе самомнение. То, что на аскетическом языке отцов называется прелестью. Исполнение всего внешнего без обращения к тому, ради чего пришёл Христос, приводит человека к высокоумию, тщеславию и гордости. Трудно найти предупреждения страшнее.
Самое ужасное, когда человек начинает видеть себя всё более святым, более совершенным (при этом, конечно, повторяя, что он-то грешный). За этим в обязательном порядке следует отступничество от Христа, не внешнее – речь идёт о более глубоких вещах, об этом говорится в Евангелии. Кто распял Христа? Мытарь, разбойник, блудница? – Нет: первосвященники, архиереи, книжники, т.е. богословы, фарисеи, т.е. монашествующие, законники – элита церковная. Выражаясь нашим языком, православнейшие люди. Не надо обманывать себя, что это было тогда – не тогда, а это дано на все времена.
Почему это случилось? Почему это сделали те, кто должны были первыми прославить Христа? Святые отцы единодушно отвечают: гордость, мнение о своей праведности. Какие слова Христос вкладывает в уста фарисея в притче? — «Не так, как этот мытарь». Вот что лишает нас Христа, лишает полностью духовного развития личности. Гордость – это смерть, которая проистекает из-за того, что мы внешнее ставим на первое место, а заповеди – вторичными. Перевернули человека с ног на голову и удивляемся: почему он умер?
Нужна ли внешняя церковность? – Конечно. Разве Христос зря установил таинства? Разве Церковь напрасно установила богослужение, праздники, посты? – Всё это есть средства, но не самоцель, не сами по себе добродетелями являются эти внешние установления. А цель заключается в том, чтобы человек увидел, насколько он – повреждённое существо, чтобы он понял, что ему нужен Христос, Который спасёт его от зависти, тщеславия, раздражения и прочих мерзостей, т.е. по слову отцов, привести человека к смирению. В этом цель всех подвигов, а тот, кто не смирится – обессмысливает всё»...
Читать/слушать полностью на сайте Православие и мир.: http://www.pravmir.ru/besyi-ne-tolko-veruyut-no-i-znayut-i-kem-pri-etom-ostayutsya-lektsiya-professora-osipova